Потеря + Возврат
Когда 1,5 миллиона произведений искусства
возвратились на родину
Сотни тысяч посетителей восхищаются ежегодно Пергамонским
алтарём в Берлине, «Сикстинской Мадонной» Рафаэля или «Зелё-
ными сводами» в Дрездене. Это не только вершины мировой куль-
туры но также и важные составные части культурной идентичнос-
ти Германии. Однако лишь немногие из восхищённых посетителей
знают, что эти знаменитые создания являлись свидетелями самых
драматических событий, которые когда-либо происходили в ис-
кусстве. История сначала потерянных, потом вновь обретённых
произведений искусства началась во время Второй мировой вой-
ны. Гитлеровские армии разграбили и разрушили большую часть
русского культурного наследия. В качестве компенсации за столь
немыслимые потери московский историк искусства Игорь Грабарь
уже в 1943 году требовал художественные сокровища «трофейно-
го искусства» из немецких музеев. В течение двух лет экспертным
бюро был составлен целевой список предметов, которые подле-
жали конфискации после захвата Германии. После вступления
Красной Армии «Трофейные бригады» конфисковали сотни тысяч
произведений искусства для перевозки в СССР. О запланирован-
ном Музее «трофейного искусства» не могло быть и речи, даже
выставка, вернисаж которой должен был состоятся в Москве в
1946 году, была запрещена. Под покровом молчания произведе-
ния искусства из Германии держались в спецхране.
Настоящей сенсацией явилось решение Совета Министров СССР
от 31-го марта 1955 г. о возврате дрезденских сокровищ. Уже 27-го
ноября того же года картины можно было увидеть в Националь-
ной галерее в Восточном Берлине, прежде чем они возвратились в
Дрезден. Это явилось не в последнюю очередь спектаклем времён
холодной войны. В тоже время в ФРГ было принято решение об
окончательной передаче в западную часть Берлина музейных
фондов, попавших в 1945 г. в западные оккупационные зоны. К
тому же, в мае 1955 г. был подписан Варшавский договор, и рести-
туция Дрезденской галереи явилась как бы жестом дружбы в сто-
рону военного партнёра ГДР.
21 мая 1957 г. ЦК КПСС принял последующее решение о передачe
других предметов музейных фондов. Первый такой транспорт
прибыл в Восточный Берлин 9-го сентября 1958 г, а всего, до сере-
дины января 1959 г., из Москвы и Ленинграда было доставлено
300 вагонов. В них находилось 1.5 млн. художественных произве-
дений. Очевидцы вспоминают ту эйфорию, которая была вызвана
встречей с оригиналами. «Все ждали, затаив дыхание! Большин-
ство из молодых сотрудников не могли себе представить, что было
спрятано в ящиках», – вспоминает о прибытии драгоценностей в
Дрезден Иоахим Менцхаузен, ставший позже директором «Зелё-
ных Сводов». Подобные выставки состоялись раньше в Москве,
Ленинграде и Киеве, где лишь немногие из советских хранителей
знали, что было спрятано в их тайных запасниках. С августа по де-
кабрь 1958 г. в СССР приезжали научные сотрудники и реставрато-
ры из ГДР, подготавливающие с советскими коллегами произведе-
ния искуссства для их отправки на родину. В кратчайшие сроки
была выполнена огромная логистическая работа. После того, как
7-го августа 1958 г. изумлённой публике в Москве и Ленинграде
были впервые выборочно показаны лучшие произведения искус-
ства, уже 2-го ноября на Острове Музеев в Берлине состоялся
вернисаж «возвращенцев».
Для культурной жизни ГДР акция возврата явилась волнующим
моментом, вдохновившим на восстановление разрушенных во вре-
мя войны музеев. В начале октября 1959 г. состоялось торжествен-
ное открытие Пергамонского музея со всемирно знаменитым фри-
зом алтаря и большей частью фондов Музея Боде. Открытие
сопровождалось многочисленными презентациями. Почти все вос-
точно-берлинские музеи вышли таким образом вновь на арену
высокого класса. То же происходило в Дрездене, куда возвратилось
600000 произведений искусства, а также в Готе, Дессау, Лейпциге,
в Потсдамских замках, где благодаря реституированным фондам
музеи были заново открыты. И всё-таки уже тогда не всё было воз-
вращено. Около одного миллиона объектов искусства оставалось в
основном в Москве и Ленинграде, среди них сокровище Трои или
«Золото Эберсвальде», тысяча полотен из фонда «Прусских Замков»
или почти весь довоенный фонд Восточно-азиатского собрания
произведений искусства в Берлине.
Без сомнения, без советских возвратов 1955 и 1958 годов немец-
кий культурный ландшафт и ансамбль искусства как таковой обед-
нели бы. 50 лет спустя 28 немецких музеев участвовали в юбилее,
чтобы благодарно и достойно отметить это великое культурно-по-
литическое дело. Но стоит также подумать о невыясненной про-
блеме невозвращённых богатств. С воспоминанием о радостном
возвращении искусства на родину в 1958 г. связаны дружеские
отношения между обеими странами. В ознаменовании этого «Ини-
циaтивa Немецко-Русский музейный диaлог», в которой участвуют
почти 80 немецких музеев, поставила задачу интенсификации кон-
тактов и кооперации между специалистами. Такое сближение даёт
надежду, что в обозримый промежуток времени будет найдено
решение вопросов о произведениях искусства, перемещённых в
военных условиях и имеющих для обеих сторон важное значение.
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen